Есть ли жизнь без фингарантий?

С ФИГами плохо, а можно ли без них? Все альтернативы, предлагаемые сейчас, сводятся к созданию новых «копилок» за счет туроператоров, а при детальном изучении оказываются нежизнеспособными. При этом уже несколько лет и агенты, и операторы склоняются в сторону куда более эффективного механизма — страхования каждого тура. Однако законотворцы его как будто не замечают…

С ФИГами плохо, а можно ли без них? Все альтернативы, предлагаемые сейчас, сводятся к созданию новых “копилок” за счет туроператоров, а при детальном изучении оказываются нежизнеспособными. При этом уже несколько лет и агенты, и операторы склоняются в сторону куда более эффективного механизма — страхования каждого тура. Однако законотворцы его как будто не замечают…
 

Отменят или повысят? 

24 февраля Госдума приступит к первому чтению поправок в турзакон. Один из основных вопросов, требующий срочного решения — что будет с фингарантиями?

Туроператоры и страховщики ратуют за отмену инструмента в принципе. Уже сейчас проблема страхования остра как никогда: в начале июня у большинства туроператоров истекает срок фингарантий, и в ближайшее время они обязаны перестраховаться. Но сделать это не так-то просто. Страховой рынок потерял в в результате прошлогодних банкротств около 3 млрд рублей, и чуть ли не 90% страховщиков либо вовсе отказались работать с турбизнесом, либо оставляют в списке партнеров только избранных. Остальные подняли тарифы — в 3-10 раз. Так что, даже если оператор найдет фингаранта, то за минимальную 30-миллионную страховку он должен будет выложить от 450 тысяч до 2 млн рублей.

Более того, если поправки будут приняты в их нынешнем виде, то расходы «выездников» увеличатся еще в 4-5 раз. Во-первых, возрастут сами ФИГи, во-вторых, игрокам придется платить еще и в создаваемый фонд персональной ответственности, и в-третьих, в резерв Турпомощи.

Все это грозит рынку исчезновением целого ряда туроператоров, которые не смогут потянуть такое финансовое бремя. Очевидно, что рынку нужны альтернативные механизмы...
 

Еще больше «копилок»


Любопытно, что накануне позицию турбизнеса поддержали Комитеты Госдумы по финансовому рынку и экономической политике: в отзыве к законопроекту они отметили, что институт фингарантий изжил себя и не является эффективным. 

Ко второму чтению парламентарии предлагают убрать из законопроекта положения о финобеспечении, а вместо этого предусмотреть возможность возмещения убытков туристов из средств Фонда персональной ответственности туроператора. Напомним, его предлагают создать авторы поправок. При этом изначальная цель фонда иная - оплачивать эвакуацию туристов из-за рубежа в случае финансовых проблем туроператоров. Для этого, по замыслу авторов проекта, операторы будут отчислять в ФПО по 100 рублей на каждого клиента. 

Кроме того, Комитеты Госдумы предлагают дополнить поправки пунктом о саморегулировании в туротрасли. А, как известно, создание СРО предполагает солидарную ответственность ее участников — за счет создания общего компенсационного фонда при организации. 

Таким образом, вместо фингарантий турбизнес может обзавестись еще несколькими копилками, что опять же серьезно увеличит финансовую нагрузку на операторов. А что предлагают сами участники рынка? 
 

ФИГи отменить — два новых фонда создать?

АТОР также настаивает на том, что фонды персональной ответственности необходимо использовать именно для компенсации клиентам разорившихся компаний: вместо фингранатий, а не наряду с ними. По замыслу ассоциации, для эффективности механизма взносы в ФПО надо увеличить до 500 рублей на туриста.

На случай, если этих денег окажется недостаточно, «вскрыт» еще один «общак» - фонд коллективной ответственности (ФКО). Его тоже пока не существует, но АТОР уверен, что его нужно создать и пополнять за счет операторов (по 100 рублей на каждого туриста).

Напомним, что параллельно с этим туроператоры будут делать отчисления еще и в фонд Турпомощи. Очевидно, что новая схема работы им обойдется в десятки раз дороже, чем нынешние расходы на оплату страховых премий по ФИГам. 

Но куда важнее, что предложенный механизм — тоже неэффективен. Да, если идея будет реализована, то размер страховых фондов у крупных туроператоров многократно превысит их нынешние ФИГи. Но даже этих сумм будет недостаточно для компенсации туристам. Так, если взять предполагаемую сумму отчислений «Библио Глобуса» (1,2 млрд рублей) и разделить на ежемесячный турпоток оператора (166 тыс. человек), то на каждого клиента в случае ЧП придется всего по 7,2 тысячи рублей.

Таким образом, ни одну из инициатив, связанных с созданием фондов, нельзя назвать эффективной и адекватной нынешним рыночным условиям. В то же время есть куда более простой способ застраховать риски, и для этого даже не придется создавать новые фонды...
 

Страхование каждого тура

Многие участники рынка считают, что проще всего было бы оформлять туристу расширенное страхование тура, которое распространялось бы на банкротство оператора, прямо в агентстве при покупке тура. Такая система с одной стороны выгодна для туроператоров, так как не приводит к новым издержкам, а другой — максимально безопасна, ведь позволяет разделить риски на множество страховых компаний. Если оператор разорится, то он не потянет за собой на дно своего страховщика, как это произошло в случае с «Восхождением».

Правда сегодня этот механизм не разработан и не утвержден на законодательном уровне. Турист может самостоятельно оформить себе расширенную страховку, но далеко не все СК предлагают такую услугу. Кроме того, стоит она недешево, к примеру, «Ингосстрах» за полис берет 9-12% от стоимости турпакета. 

Осенью, когда доверие к турбизнесу резко снизилось, некоторые туроператоры стали предлагать клиентам оформление такой спец-страховки. К примеру, у «Русского экспресса» и Natalie Tours, партнером которых выступил «Ингосстрах», эта услуга была предложена за 5,5 - 8% от цены тура. 
 

Без фондов и страховщиков — это возможно?

Сделать стоимость страховки ниже можно в том случае, если из цепочки выпадут... страховщики. Решение этой нестандартной задачи есть у директора по международному туризму компании «Де Визу» Алексея Лебедя. Он предлагает внедрить в туротрасль банковский принцип: создать государственное агентство по страхованию туристов и обязать туроператоров покупать там полисы по 5 евро за штуку. По подсчетам автора идеи, это позволит за год создать финансовую подушку в размере 50 млн евро, которых хватит на эвакуацию туристов силами Турпомощи и на компенсацию ущерба клиентам разорившихся туроператоров.

Опрос: Not set

А какой вариант кажется вам наиболее эффективным?


Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на жёлтый квадрат

7 комментариев

19 февраля, 13:21
Есть мнение: Возможно нужно ввести страхование каждого тура, но что бы снизить стоимость страховки для туриста, нужно сделать ее из 2-х не обязательно равных частей: 1)обязательную часть страховки за счет самого ТО (в отсутствие ФИГ это разумно), 2) добровольную часть за счет туриста, который по желанию смог бы застраховать не покрытую страховкой ТО часть либо с франшизой, либо без нее на его усмотрение, и в случае отказа от страховки он будет понимать риск. Но даже, если турист сэкономит на такой страховке, то в случае банкротства ТО он получит компенсацию по обязательной части страхования, а 40% или 50%- это все же не 7%, к примеру, на которые туристы разорившихся ТО могли рассчитывать по ФИГам. К тому же это хороший механизм для конкурентной борьбы: сильный и надежный ТО сделает больше страховое покрытие.
19 февраля, 15:10
Надо, чтобы все эти инициативы начали рассматривать те, кто будет принимать окончательное решение. Вот только как это до них донести?
19 февраля, 10:04
А у нас со счетчиком все в порядке? Проголосовало 92 человека и за идею, активно продвигаемую АТОР: "Отказаться от ФИГ, а вместо них создать фонды персональной и коллективной ответственности." (Сегодня утром в новостях было интервью с Конторовичем), так вот за эту идею проголосовал 1 %. Посчитаем, сколько человек составляет 1 % от 92 человек: 92/100 = 0,92 человека. Это как?
19 февраля, 01:04
Я считаю, турист сам должен оплачивать в турфирме страховку от банкротства туропнратора! Это в их интересах...не принудительно, а как сами решат. Ни турфирмы, ни туроператоры за это платить не должны! Никто не застрохован от банкротства, а турист сам должен бнсрокоиться и о страхоаании жизни и здоровья и о туре! Включайте сразу в ткрпакет, тот же Ингострах и все.
19 февраля, 17:36
Верно((( не нам...неужели ни у кого из них даже мысли в данном направлении нет? Если так, то это печально...Но я думаю, что в реальности хороших инициатив туда доносится много, но не все умные мысли остаются услышанными и получают развитие.
19 февраля, 16:13
Мария, полностью согласна! Турист и так платит ТО за организацию поездки, куда уже включена неплохая прибыль ТО. Почему турист еще должен платить сверху за то, чтобы обезопасить себя от банкротства? Проще самому все забронировать напрямую.
19 февраля, 15:14
А с ТО ничего и не снято, ведь первично приобретение бланков страховой будет осуществлять именно ТО, в расчете на кол-во будущих туристов (такой механизм предложен у А. Лебедя). Безусловно, нужно было бы подумать и над вашей инициативой, я еще не совсем все поняла здесь. Только это не нам здесь обсуждать, а в Думу бы донести как-то?
19 февраля, 13:32
Нельзя снимать ответственности с ТО, возложив все на туриста, иначе разговор выглядит так: давай ка, дорогой турист, еще заплати приличную сумму на случай, если мы не выполним свои обязательства перед тобой. Это ответственность ТО перед туристом, и страховать ее должен в первую очередь ТО, а не турист. Иначе справедливо ожидать, что турист не будет пользоваться услугами такого ТО вообще и сам будет бронировать отели и перелет и т.д.
19 февраля, 10:12
Я готова с вами согласиться, действительно имеет смысл прямо сейчас поступать именно так, до тех самых пор, пока не будет подготовлен и организован механизм, способный правильно функционировать, т.е пока не будет сформровано Государственное Агентство Страхования Туристов (по аналогии с Агентством Страхования Вкладов). Это позволит ибежать переплаты за счет исключения участия страховых компаний. Будет расчетная единая ставка, по которой и будет исчисляться сумма страхового взноса (она будет ниже, чем у частных страховых компаний). И эта страховка будет покрывать 100% стоимости путевки, в случае банкротства ТО.
18 февраля, 17:28
Чтобы подписать петицию, нужно пройти на сайт https://www.change.org/ и с главной страницы просмотреть петиции в закладке "Последние". А затем нужно пройти на: "Госдума РФ: Просим не возвращать страну в бандитские лихие 90-е, созданием коррупционного СРО в туристической отрасли." автор Семен Раенко
18 февраля, 17:03
Наконец-то это вопрос подняли!!! Так долго мы ждали, когда же обратят внимание на страхование отдельных путевок: и страхование каждого тура через единое государственное агентство страхования туристов, и страхование каждого тура от приостановки деятельности ТО, куда более действенная мера, нежели все остальное до этого предлагаемое! Коллеги, давайте дружно проголосуем против создания СРО для турагентств, это же бредовая идея! Вот ссылка на петицию, под которой можно оставить свой голос. Возможно, стиль в котором изложена позиция несколько крикливый и пафосный, но в общем и целом мысль верная. Призываю вас не оставаться в стороне данной проблемы, иначе все решат за нас некомпетентные в туризме люди. https://www.change.org/p/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0-%D1%80%D1%84-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC-%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%83-%D0%B2-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B5-90-%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D1%80%D0%BE-%D0%B2-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B8#share
18 февраля, 17:37
Данную ссылку можно скопировать в командную строку браузера и тогда вы пройдете непосредственно на страницу петиции.
18 февраля, 17:06
Дарья, помогите, пожалуйста, распространить ссылку на петицию!
18 февраля, 16:39
"расширенное страхование тура, которое распространялось бы на банкротство оператора, прямо в агентстве при покупке тура" а страховые могут сами поделить всех ТО на группы с разными ставками по таким страховкам: поменьше % для самых надежных ТО, средний - для середнячков, и повышенный % - для новичков или ТО в зоне риска (на взгляд страховщика).
Виктория
18 февраля, 14:26
К примеру, у «Русского экспресса» и Natalie Tours, партнером которых выступил «Ингосстрах», эта услуга была предложена за 5,5 - 8% от цены тура.


)))может работать без банкротств...

Знай наше: лето 2024

Изучай Россию, находи партнеров, выигрывай призы, не выходя из офиса
 

Начать >>

Как получить диплом эксперта по внутреннему туризму?

Рассказываем, что надо сделать, чтобы получить диплом выставки «Знай наше: лето 2024».

Как получить диплом эксперта по внутреннему туризму?

С 8 по 28 апреля будет проходить онлайн-выставка по внутреннему туризму «Знай наше: лето 2024». Вас ждут 50+ продуктовых и редакционных эфиров, 8+ регионов, 20+ региональных и федеральных туроператоров, 5+ объектов размещения, а также курорты, парки и сервисы бронирования.

Экспоненты подготовили выгодные предложения разных регионов России. Турпродукт представят региональные и федеральные туроператоры, отели и курорты, парки развлечений и курортные объекты. В рамках деловой программы пройдут редакционные эфиры, на которых вы узнаете о трендах и новинках летнего сезона, а также куда отправлять, когда везде овербукинг?

На выставке пройдут тематические дни, во время которых и деловые эфиры, и презентации экспонентов посвящены определенному направлению туризма или сегменту рынка. В этом году планируем изучить такие направления, как семейный туризм, премиальный отдых, городской отдых, событийный туризм. Партнер событийного дня — международная премия Russian Event Awards.

Как получить диплом эксперта?

  1. Посмотрите минимум 10 онлайн-презентаций. За каждую презентацию начисляются баллы Loyalty, которые определят ваше место в рейтинге выставки и помогут вам принять участие в розыгрыше призов и получить диплом эксперта по внутреннему туризму.
  2. Проверьте свой личный кабинет. После завершения выставки диплом подгрузится в личный кабинет на портале Profi.Travel. Вы сможете найти его во вкладке «Мои дипломы».

Важно! Диплом будет выписан на те имя и фамилию пользователя, которые он указал в своем личном профиле. К сожалению, изменить данные в дипломе после его выписки невозможно. Обязательно проверьте на старте выставки, верно ли указаны имя, фамилия, должность и компания в вашем профайле.

Организатор выставки — медиахолдинг Profi.Travel. Мероприятие поддерживают Минэкономразвития (письмо Д30и-7293 от 12.03.2024), Российский союз туриндустрии, проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Мастера гостеприимства» и выставка «Интурмаркет».

Ждем всех на эфирах и готовим дипломы экспертов!

Зарегистрироваться на выставку

Лето в горах: Роза Хутор, Эльбрус и не только. Эксперты расскажут, куда отправить туриста с выгодой

Зачем ехать в горы летом и какие направления предлагать любителям горного отдыха в России? Об этом узнаете на эфирах «Знай наше».

Лето в горах: Роза Хутор, Эльбрус и не только. Эксперты расскажут, куда отправить туриста с выгодой

Онлайн-выставка «Знай наше: лето 2024» стартует 8 апреля. В рамках ее обучающей программы эксперты расскажут, что предлагать любителям горного отдыха, познакомят с новинками направлений, турами и экскурсионными программами, летними маршрутами и спецпредложениями. Вы узнаете, как заработать на партнерских программах и сможете принять участие в розыгрыше на одном из эфиров.

Вас ждут обзор новинок горного курорта «Роза Хутор» + спецпредложения летнего сезона, необычные туры от туроператора «МАГТУР» для осознанных туристов, экскурсионные, сборные и школьные туры по Кавказу + презентация рекламного тура «Кавказ на максимум: от Адыгеи до Дагестана» с бонусной программой для агентств, обзор горных курортов «Эльбрус» и «Ведучи» с презентацией проектов для восхождения и расписанием летних фестивалей. На одном из эфиров экспоненты проведут розыгрыш мерча и сувениров.

Что в программе?

10 апреля

12:00 (мск)

Летние маршруты и мероприятия на горных курортах «Ведучи» и «Эльбрус». Как заработать на партнерской программе «Кавказ.РФ»? Розыгрыш мерча и сувениров.

Зарегистрироваться

11 апреля

12:00 (мск)

Современный туризм на Северном Кавказе — какой он? Полное погружение в местную культуру и быт, осознанные путешествия, экологический и приключенческий туризм в турах от «МАГТУР»

Зарегистрироваться

15 апреля

11:00 (мск)

От Адыгеи до Дагестана с туроператором «Лайт». Сборные и школьные туры по Кавказу на 2024 год

Зарегистрироваться

16 апреля

11:00 (мск)

Активный отдых на круглогодичном курорте «Роза Хутор», особенности и преимущества летнего отдыха в горах: трекинг, походы, кемпинги, природные парки, музеи и многое другое.

Зарегистрироваться


До встречи на эфирах!

Организатор выставки «Знай наше: лето 2024» — медиахолдинг Profi.Travel. Мероприятие поддерживают Минэкономразвития (письмо Д30и-7293 от 12.03.2024), Российский союз туриндустрии, проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», «Мастера гостеприимства» и выставка «Интурмаркет».

Новости по теме

Написать редакции: